top of page

Человек из Галантного века

Валентин Павлович Массов, уроженец Ульяновской области, 1937 года рождения. Сирота военного времени, человек трудной и горькой судьбы, познавший голод и лишения. Его всесторонняя образованность поражает и восхищает, его творчество мало кого оставляет равнодушным.
"Гений - это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы". (Фр. писатель Ж. Жубер)
Я долго не могла решиться на встречу с художником - настолько полярны и противоречивы мнения о нём, от восхищения до полного неприятия.
Меня встретил мужчина, возраст которого определить довольно трудно. Прямая осанка, величественная поступь, аристократические руки, седая борода, волосы, летающие на плечах. Но что действительно поразило меня - это его глаза. Они излучали свет.
Позже, увидев его картины, я поняла - всё, что он делал, изначально было освящено вот этим лучистым взглядом. Именно поэтому получаются такие волшебные акварели, от которых невозможно оторвать взгляд. Когда смотришь на них, возникает ощущение, что ты погружаешься глубже и глубже в нежную, прозрачную ирреальность.
Рассказ Валентина Павловича о себе мало напоминал биографическую справку:
- Мне было четыре года, когда моему младшему брату купили цветные карандаши. Я взял эти карандаши и сказал: "Не отдам". И дорогой мне человек - сестра моей матери, она была молитвенницей, сказала: "Не трогайте его. Он будет художником".
Когда мне было семь лет, я видел, как она молилась. Она стояла на коленях перед иконой Спаса Нерукотворного, и то неё поднимался голубой воздух. Он заполнял всю комнату и был очень красивый. Я помню, как она сказала мне: "Тебе в жизни будет очень нелегко. И когда будет особенно тяжко - прочитай мою молитву". Я воспитан на её молитвах. Это мне всегда помогало.
В 12 лет я читал Пушкина. Потрясённый, я уходил один в поле, ложился на землю и плакал. Лил слёзы и просил: "Господи, если его нет, нет смысла и мне жить. Возьми мою жизнь, но верни его". Я долго верил, что это возможно. Пушкин глубоко проник в меня.
Гений в древнеримской мифологии - это дух-покровитель, сопровождающий человека в течении всей жизни и руководящий его действиями и помыслами.
Мы всегда гордились своей духовностью. Тем, что культурные ценности и высшее их проявление - человек талантливый - являются основным богатством нации, в отличие от равнодушного Запада.
Теперь спрошу я вас, что лучше - презираемое нами равнодушие или привычная способность отталкивать всё то, что не вписывается в закостенелые рамки?
Профессионалы считают, что пензенская изобразительная школа - это реалистическая школа, основанная на сдержанной живописи и крепком рисунке. Наш художественный истеблишмент Массова к этой школе не причисляет. В Союз художников он был принят в Москве, а не в Пензе.
- В последние годы я много думаю о России. Никогда здесь не чтили таланты. Их растаптывали. Я очень люблю свою Родину и, даже когда была возможность покинуть её, я не помышлял об этом. Сейчас считаю, что мои работы не для России.
Обидно, что у нас с вами нет возможности оценить труд художника по достоинству, ведь ни одной из официальных собраний в Пензе не содержит его картин.
Большая часть востребованных работ находится в частных коллекциях за пределами Пензы и за границей.
Нет пророка в своём Отечестве?

 

Н.Комарецкая (газета "Наша Пенза")

 

bottom of page